Домик на берёзе - Скребицкий Г.А.
Домик на берёзе - рассказ Скребицкого. Воробьи уже почуяли приближение весны. С самого утра они поднимают в палисадниках невообразимый шум и гвалт. С воинственным чириканьем наскакивают друг на друга, устраивают потасовки, а потом слетают на снег купаться в первых лужицах талой воды.
Домик на берёзе - читать онлайн
Зима подходит к концу. В полдень солнце сильнее пригревает, и с крыш начинает падать частая прозрачная капель.
Воробьи уже почуяли приближение весны. С самого утра они поднимают в палисадниках невообразимый шум и гвалт. С воинственным чириканьем наскакивают друг на друга, устраивают потасовки, а потом слетают на снег купаться в первых лужицах талой воды.
Но не одни воробьи так весело провожают зиму. В садах и рощах распевают синицы. Они хлопотливо перелетают с сучка на сучок, заглядывают в каждую щёлку, разыскивают там жучков, паучков. Синицы охотятся за добычей, а сами выкрикивают «чи-чи-ку, чи-чи-ку…» — будто куют подковки стеклянными молоточками.
В парках, там, где растут огромные старые деревья с морщинистой, потрескавшейся корой, тоже слышится звонкая трель птичьей песенки. Так весело распевает пищуха, забавная коричневатая птичка, вся в светлых крапинках. Пищуха не перелетает с сучка на сучок, а ловко ползает по стволам деревьев, ползёт, опираясь на свой жёсткий растопыренный хвост, и вытаскивает длинным клювом из складок коры мелких насекомых.
А что за громкая трескотня, будто частая барабанная дробь, доносится из соседнего леса? Это тоже птичья песенка, только уж совсем особенная.
Её не поёт, а наигрывает лесной барабанщик — дятел. Усядется он на ствол засохшего дерева да как ударит в него своим крепким носом, словно барабанную дробь отбивает. Ведь петь, как другие птицы, он не умеет.
Все птицы, те, что зимуют в наших краях, каждая по-своему приветствует приближение весны.
Весна не за горами, скоро, скоро прилетят к нам те птицы, которые провели зиму на тёплом юге, а теперь спешат из дальних стран в родные края. Скорей же, ребята, беритесь за устройство уютных птичьих квартирок!
Разные птицы и гнездятся по-разному: одни на земле, другие на сучьях, на ветках, а третьи устраивают свои гнезда в дуплах. Этих птиц даже прозвали поэтому — дуплогнездники.
Вот, например, лесной барабанщик-дятел. Он не только в готовом дупле гнездится, но и сам себе лесную квартирку устраивает. Найдёт старое, трухлявое дерево, продолбит круглую дырку в стволе, залезет внутрь, труху обомнёт — тут и подстилка ему для гнезда, и квартира готова.
А как же быть скворцам, мухоловкам, синицам? Они хотя и гнездятся в дупле, но выдолбить сами его не могут. Ох, туговато им с жилищем приходится! Ведь дупел в лесу немного, куда меньше, чем спрос на них. Скитаются по лесу бесприютные птицы, где устроить гнездо, не знают.
Помочь им, ребята, не так уж трудно. Смастерите скворечники, дуплянки и развесьте их поскорей на деревьях. А устроить квартирку для наших крылатых друзей вам кто-нибудь из старших поможет.
Птичьи домики бывают разные. Взгляните на наш рисунок. Тут и скворечники, и синичники, и дуплянки — каких, каких только нет!
Но для начала мы с вами давайте-ка смастерим самый обыкновенный скворечник, пристроим его на стволе старой берёзы, да и будем ждать на новоселье веселых квартирантов — скворцов.
На стене висит отрывной календарь. Прошёл день, отрываешь листок, потом второй, третий… Оторвал семь листков — значит, прошла неделя. Так листок за листком и месяц пройдет. Прошли январь и февраль — зима кончилась, наступает весна, за ней — лето, потом осень и снова зима. Вот и прошёл целый год, и календарю конец, нужно заводить новый.
А в природе ни у зверей, ни у птиц такого календаря нет, но зато есть свой собственный — календарь родной природы.
Удлинились дни, стало пригревать солнце, побежали ручьи, в полях показались проталины, значит, прошла зима, наступает самое радостное, самое весёлое время года — весна. И вот она уже открывает один за другим листки живого календаря, календаря родной природы.
Прилетели с зимовки грачи, чёрные, белоносые. Они разгуливают по оттаявшей земле, копаются на дорогах в конском навозе, ищут уцелевшие зерна овса.
Верба сбросила со своих цветочных почек чешуйки, и из-под них показались мохнатые серебристые «зайчики». Как они хороши на ярко-красных ветвях! Издали поглядишь — будто на ветках висят крупные серебристые капли. Весь кустик ими обрызган, так и блестит на солнце. А внизу, под ним, еще снег и первые проталинки. Это самое начало весны. Один из первых листков её календаря.
А вот и ещё одна примета ранней весны — следующий листок ее живого календаря.
Лесная опушка. Деревья совсем ещё голые, без листьев. И всё же они не такие, как были зимой: ветви берёз кажутся лиловатыми от надувшихся почек. А на осинах почки уже полопались, и из них выглядывают серые мохнатые «зайчики», как у вербы, только не светлые, не серебристые, а потемнее.
Глядите, какая-то птичка уселась на голую ветку дерева и звонко запела: «зинь-зинь-зинь-зииинь», секунду передохнула и снова: «зинь-зинь-зинь-зииинь». Песенка несложна, и сам певец с виду невзрачен, похож на воробья, только хвост подлинней да на головке и на груди жёлтые перышки. Это овсянка.
Зимой овсянки вместе с воробьями ютились на деревенских гумнах, а теперь, к весне, перебрались на лесные опушки, на старые вырубки. Тут, когда придет время, они и гнёзда совьют и птенчиков выведут.
По нашему календарю кончается март, первый месяц весны. Наступает второй месяц — апрель. В эту пору в природе происходит немало радостных событий.
В полях уже всё пестро от проталин. Кое-где из оттаявшей земли ужё пробивается молодая зелёная травка. Она приподнимает прошлогодние листья, выглядывает из-под них, тянется к солнцу.
Над полем поют, заливаются жаворонки. Они вернулись с юга в родные края.
А вот и наши долгожданные гости — скворцы. Они тоже прилетели с зимовки из южных стран. Денёк-другой полетают по полям, по лугам, а потом разлетятся парочками по своим квартиркам.
Заявились скворцы и в наш домик на берёзе. Добро пожаловать, дорогие гости!
Заглянули скворцы в скворечник. Что такое?! Квартира уже занята. В ней воробьи поселились. Натаскали в домик перышек, пуху, устроили себе гнездо.
Но скворцы церемониться не будут: в один миг выбросили из скворечника воробьиное «имущество». Сколько воробьи ни кричали, ни шумели — всё напрасно, со скворцами им не сладить, те и крупней и сильней их.
Ничего не поделаешь, пришлось воробышкам убираться прочь, искать новую квартирку. Хорошо еще, что они неприхотливы, живо себе для гнезда место найдут: и за наличником окна, и под застрехой, в любом укромном уголке поселятся.
Новосёлам-скворцам теперь хлопот немало. Прежде всего надо гнездо устроить. Правда, пол, стенки и даже крыша над головой имеются, нужно только настелить мягкую подстилку из прошлогодних стебельков, травы, мха, пёрышек. Но все это нужно еще разыскать. Вот и трудятся скворец со скворчихой, летают с утра до вечера по полям, по лугам.
Уже на буграх, на припёке слегка подсохла земля. Как золотые огоньки, желтеют там цветы — мать-и-мачехи.
Над оттаявшей землёй летают первые бабочки: пёстрые крапивницы и жёлтые, как ломтик лимона, лимонницы.
Зацвела ольха. На её цветущие ветви летят за сладким соком хлопотливые пчёлы и толстые неповоротливые шмели.
И скворцы в это время по проталинам собирают стебельки, соломинки, носят их в клюве к себе в скворечник, гнездо устраивают.
А время не ждет, весна открывает всё новые и новые листки своего календаря. Вот и в лесу снег уже почти всюду растаял, только белеет еще в самой чаще да по овражкам.
Очнулись от зимнего сна лягушки, запрыгали по земле. Доберутся до пруда, до речки или до просторной весенней лужи, бултых туда — и довольны. Плавают, урчат, песенки распевают.
Колючего ёжика тоже весеннее солнышко разбудило. Всю зиму он спал в лесу под кучей хвороста или в другом укромном местечке, а сейчас очнулся и выбрался из своего убежища. За зиму ёжик проголодался. Теперь ему еду только подавай. Едва наступит вечер, он уже отправляется на охоту. Берегитесь лягушки, ёжик вас мигом поймает.
Одни зверьки только от зимнего сна пробуждаются, а у других уже малыши на свет появились. Вон под кустом шевельнулся кто-то. Зайчонок! Маленький, будто пушистый шарик. Ушки к спине приложил, сидит смирнёхонько. Зайчиха-мать малыша караулить не будет, накормит его своим молоком и — до свидания! Зайчонок сам от врагов укрыться сумеет; в кустах, в серой прошлогодней траве его и не заметишь, а если заметил — не скоро поймаешь, в один миг удерёт. Шустрый он, даром, что малыш.
День ото дня становится всё теплее и всё веселей кругом.
Ну, а что же делается теперь в нашем домике на березе, как поживают его носатые обитатели — скворцы? Смотрите, хлопочет возле скворчихи только один скворец, а его подруги-скворчихи что-то совсем не видно. Может, её утащил крылатый разбойник — ястреб или сцапала кошка? Нет, скворчиха теперь занята важным делом. Она снесла в гнездо пять-шесть голубеньких яичек и уселась выводить птенцов. Сидит на яйцах день и ночь, даже за едой не летает. Но кто же её тогда накормит, кто о ней позаботится?
Хотите это узнать? Ну что ж, это не трудно. Спрячьтесь где-нибудь в кустиках и покараульте.
Вот к домику подлетел скворец, в клюве он держит какую-то гусеницу. А из домика уже высовывается головка скворчихи, клюв раскрывает. Сунул ей в рот скворец гусеницу, а сам засвистел, затрещал и полетел в поля, в луга за новой добычей. Так и кормит свою подружку скворец, пока она в гнезде сидит, скворчат выводит.
Весь день скворец трудится. Только под вечер прилетит к своему домику, усядется на сучок и запоёт громкую песенку.
А песня скворца совсем особенная, не такая, как у других птиц. Вы только послушайте, сами в том убедитесь. В своей песне скворец старается повторить те звуки, какие он где-нибудь слышал. То вдруг петуха передразнит, то как ржавая дверь заскрипит, то вороной закаркает, а то засвистит, как озорной мальчишка. Любопытно его послушать и попробовать угадать, кому он ещё подражать собрался.
Незаметно бежит день за днем, и каждый приносит с собой что-то новое.
Вот уже в лесу зацвели осины. Цветы у них совсем особенные, все ветви увешаны длинными серёжками. Поглядишь на такую серёжку — похожа она на серую мохнатую гусеницу. Нечего сказать, ну и цветок!
А на земле распустились совсем другие цветы. В лесу, под кустами, цветёт медуница. Удивительное это растение: на одном и том же стебле цветы совсем разные: одни розовые, а другие синие. И что ещё удивительно — пчёлы и бабочки садятся только на синий цветок, а к розовому даже не подлетают. В чём же тут дело? Да вот в чём: когда цветок медуницы ещё только-только распустится, он бывает розовым. В таком цветке ещё нет сладкого сока — нектара. День ото дня цветок постепенно синеет, в эту пору и сладкий сок в нём уже появляется. Такой «спелый» цветок и манит к себе бабочек, жучков, пчёл, они к нему и летят. Значит, окраска цветка для насекомых как бы приманкой служит. Вот так же и вы, ребята, сразу, издали отличите спелое яблоко от неспелого. Зелёное — значит, еще не созрело, а как пожелтеет да закраснеется, тут уже самое время его сорвать и съесть.
Нахмурилось небо. Налетела первая гроза. Полил землю тёплый весенний дождь, сразу смыл последний снег в лесу. И так вдруг хорошо запахло молодой, едва распустившейся зеленью.
В берёзовом лесу зазеленели берёзы. Наступил вечер, и вокруг мохнатых веток загудели, закружились майские жуки.
Сидит скворчиха в своём домике, высиживает птенцов. По нашему, по людскому календарю, она просидит недели две, до середины мая, а по календарю природы — до той поры, пока начнёт распускаться лесной богатырь — дуб, пока по речным долинам не зацветёт черемуха, пока на вечерней заре не закричит в лугах перепел: «спать пора, спать пора!».
Тогда и вылупятся из яиц у скворчихи птенцы — голые, слепые, беспомощные. Тут у скворцов-родителей хлопот только прибавится. С утра до позднего вечера скворчата открывают свои огромные рты и пищат, просят есть — попробуй-ка, накорми этих ненасытных обжор.
С зари до зари охотятся скворец со скворчихой за слизняками, личинками, гусеницами. Это всё враги огородов, полей и лесов. А скворцы их истребляют, значит, скворцы приносят нам пользу, значит, скворцы — наши друзья.
А знаете, ребята, ведь не только одни скворцы поедают вредных насекомых. Много у нас есть крылатых друзей. Вот поглядите на них. Все эти птицы — тоже наши друзья.
Мы должны охранять их, беречь, не разорять гнёзда, не бить птиц из рогаток камнями.
Ну, а сколько разных личинок гусениц и слизняков притащат за день наши скворцы своим малышам? Это легко проверить. Встаньте пораньше утром, возьмите с собой карандаш, бумагу и спрячьтесь где-нибудь в кустиках возле берёзы, где находится скворечник. Зорко следите за тем, когда кто-нибудь из скворцов прилетит к птенцам с добычей.
Вот скворец и прилетел, в клюве гусеницу принес. Сунул её в рот одному из скворчат, а вы в это время чёрточку на бумаге поставьте. И так, сколько раз скворцы детям еду принесут, столько чёрточек у вас на листе получится.
Посидели каких-нибудь полчаса, а уж вон сколько чёрточек понаставили. Ну, а теперь представьте себе, если вот так целый день, с зари до зари, у гнезда просидеть — чёрточки на бумаге ставить, тут и листа не хватит. Вот как много разных гусениц, жуков, слизняков перетаскают за день родители своим малышам!
Всюду — и в поле, и на огороде, и в саду — побывают наши крылатые помощники — скворцы. Ни слизняк, ни прожорливая гусеница не скроется от их зорких глаз и острого клюва. Ну что ж, друзья, хлопочите, трудитесь, получше кормите своих малышей. От ваших трудов не только скворчатам, но и садам, огородам, полям — большая польза.
Молодцы скворцы! Значит, недаром, ребята, заботились вы о них, недаром устроили им на берёзе уютный домик.